Права потребителей коммунальных услуг

Права потребителей коммунальных услуг

  Граждане вправе рассчитывать на то, что поставляемые услуги будут надлежащего качества. Закон о правах потребителя коммунальных услуг гарантирует защиту нарушенного права. Однако предоставляемые услуги ЖКХ достаточно часто не соответствуют нормативам, следовательно, нужно знать, как добиться перерасчета выставленных к оплате коммунальных платежей. Статистика говорит, что ежегодно растет количество поданных жалоб на некачественные услуги коммунальных служб. в этой статье мы расскажем как рядовой обыватель может проверить соответствие услуг ЖКХ нормативам?
   Не стоит надеяться, что управляющая компания по собственной инициативе будет делать перерасчет за плохо поставленные ею услуги. Жильцам надо самим проявить активность – вызвать представителя управляющей компании и зафиксировать факт наличия нарушения (измерить температуру в квартире, в кране с горячей водой, подачу газа в печи).

 Законодательством  РФ о предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрено ряд определенных требований к качеству жилищно-коммунального хозяйства. В том случае, если потребитель полагает, что потребляемая им услуга не соответствует качеству  договора, то он имеет полное право обратиться с претензией к управляющей компании. Претензия по поводу нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг может быть высказана в устной или письменной форме, но в любом случае она должна обязательно быть обоснована и зарегистрирована в журнале сообщений. В претензии должно быть выражено требование о перерасчете стоимости поставленных низкокачественных жилищно-коммунальных услуг. В претензии указывается лицо кому обращается потребитель, полное имя обратившегося, адрес и вид плохого качества услуги. После подачи заявления, потребителю называется номер его сообщения и имя дежурного диспетчера.
   Если неизвестны причины плохой поставки услуги, то в течение двух часов с момента регистрации претензии делается проверка на предмет нарушения или же она назначается на определенную дату. По результатам проверки комиссия  обязательно должна выявить причину некачественной услуги и зафиксировать все действия в  акт о выявленных нарушениях,  где указываются использованные методы проверки и инструменты, ставится дата и время. Документ составляется в нескольких экземплярах – зависит от числа заинтересованных лиц.  Участники комиссии  ставят подписи под документом.  Не исключено, что в ходе проверки между сторонами возникнут спорные моменты касательно факта нарушения. В этом случае участниками определяется ход дальнейшей проверки – назначается экспертиза или дополнительная проверка с привлечение Гос. инспекции по жилищным вопросам или общественного объединения потребителей.
На начальном этапе экспертиза всегда оплачивается поставщиком услуг, даже если она была затребована по инициативе потребителя. Но если по итогам работы не были обнаружены факты нарушения, то потребитель должен возместить поставщику стоимость экспертизы. 
Если отсутствует возможность уведомить поставщика о некачественном предоставлении услуг или он уклоняется от осуществления проверки, потребитель может самостоятельно составить данный акт проверки. Такой акт должен быть подписан несколькими потребителями (минимум два человека) и председателем управдома.

Как потребовать перерасчет за низкокачественную услугу? В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг» выставленный счет за плохое качество предоставленных услуг подлежит перерасчету. Из расчетного периода, равному 30–31 день, исключают количество дней по предоставлению некачественных коммунальных услуг и выставляется счет. В некоторых случаях Правила допускают полное освобождение от оплаты недолжного уровня выполненных услуг. 
Если потребитель получил отказ в перерасчете, то он опираясь на закон о защите прав потребителя коммунальных услуг  вправе обратиться с исковым заявлением в суд.